Слайд 1. Варианты применения техники «Ряды» как средства интерактивного взаимодействия логопеда с ребенком с целью формирования и развития навыков речевой деятельности.
Часто традиционные методы проведения логопедических занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, не дают желаемых результатов. Дети с особенностями развития более остро, чем обычные школьники, нуждаются в активной образовательной среде, способной подстроиться под их возможности и потребности.
Слайд 2. Являясь сторонником активных форм обучения, придаю значение обустройству кабинета: продумываю расположение учебных зон, их наполняемость необходимым и находящимся в зоне доступности материалом.
Слайд 3. Вношу разнообразие в процесс обучения, оснащаю его достаточной наглядностью, придумываю новые учебно-игровые действия, сюжеты, использую в ходе подготовки и проведения занятий интернет-ресурсы, компьютерные технологии: Программное обеспечение «Edu Quest», логопедические игры и программы «Домашний логопед», «Баба Яга учится читать», «Игры для Тигры», мультимедийные разработки: мини-презентации, игры-тренажеры, обучающие занятия, электронные тетради и др.
Традиционные демонстрационные материалы, такие как «Лото», «Звуковые дорожки», наборы картинок и другие пособия для развития разных сторон речи тоже остаются актуальными и могут использоваться как средства активного обучения.
Слайд 4 (полоски с картинками). Среди многих приемов активного обучения я использую технику «Звуковые ряды», основанную на использовании картинок - символов звуков речи.
Задача данной методики – способствовать формированию фонетико-фонематического строя речи, развивать у детей зрительно-моторную координацию и чувство ритма.
Картинки располагаются последовательно в ряду – полоске, разделенной на клетки. Необходимым и достаточным условием для начала работы с рядами является сформированный у ребенка навык воспроизведения звука речи по предъявленному символу звука (картинке).
Ребенок ударяет молоточком в каждую клетку, и, одновременно, произносит звук, соответствующий изображению. Применяются как ряды, состоящие из одного и того же символа звука (моно ряды), так и из их сочетаний в соответствии с речевыми задачами. (Слайд).
Если ребенок не дифференцирует клетки, «среда» изменяется. Ребенок вместе с логопедом «рука в руке» рисует полоску и клетки, обводит силуэты каждой клетки разными красками. Сначала по клеткам могут «прыгать» зайчик, лягушка, белка. Позже каждая клетка в последовательности – это место удара молоточка для обозначения звука. «Заселять» клетки «звуками» лучше постепенно, прибавляя по одному.
Направляя последовательность ударов по клеткам слева направо, мы формируем умение ориентироваться на листе бумаги, которое пригодится ребенку в последующем при обучении чтению и письму.
После усвоения первичных навыков, где ребенок, чаще всего, остается пассивным исполнителем, его активность возрастает. Благодаря яркой наглядности и простоте использования оборудования, деятельность приобретает признаки интерактивности: ребенок понимает обращенные к нему инструкции, становится доступной частичная или полная самостоятельность выполнения, ребенок предвидит каждый последующий шаг, слышит свою речь, звуки ударов молоточка, осознает свою успешность, может обратиться за помощью при необходимости, показывает другим детям, как хорошо у него все получается, стремится помочь им при затруднениях. К тому же, у методики на данном этапе есть признак творческой: ни одно из заданий не имеет однозначного и односложного выполнения, так как присутствует свой ритм, интенсивность ударов, интонационное и голосовое оформление.
Логическим продолжением использования методики «Ряды» является ее применение в работе с обучающимися школы, у которых отмечаются трудности формирования письменной речи.
При обследования выявлены:
- нарушения произношения;
- затруднения дифференциации звуков по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- непонимание механизма образования мягких согласных;
- трудности распознавания обозначений мягкости согласных при чтении;
- ошибки при чтении;
- дисграфические ошибки при попытках письма под диктовку;
Возникла необходимость разработки пособия: электронная «Рабочая тетрадь для развития навыка чтения слогов и дифференциации парных согласных», которое является разновидностью «Рядов» и отличается от представленных выше тем, что клетки заполнены не картинками, а буквами, сочетаниями букв и слогами.
Материал изложен по принципу «от простого к сложному» в зависимости от задач:
- закреплять произношение звонких парных согласных и дифференцировать с глухими;
- образовывать слоги с гласными 1и 2 ряда;
- выделять в слогах мягкие согласные, объяснять причину мягкости;
- читать слоги с визуальными опорами (цвет) и без визуальных опор;
Работа в электронной тетради притягивает школьников необычностью, своеобразием. Предложение «пойти поработать с компьютером» воспринимается ими как поощрение или игра. При этом дети понимают, что то, что они делают, не просто интересно, но и является практическим и полезным для него, связанным с жизнью (с необходимостью правильно и красиво говорить, учиться читать, писать). При направляющей помощи взрослого они осмысливают элементы собственной деятельности, координируют их в соответствии с задачами. Ученик при такой форме подачи учебно-игрового материала становится не объектом, а субъектом деятельности, так как делать попытки его никто не принуждает, а он сам имеет мотивацию перейти к следующей странице, воспроизвести точно по образцу, перейти на более легкий или сложный уровень и т.д. Учитель просто создает условия и побуждает к самостоятельному поиску варианта выполнения. При работе в подгруппе дети общаются между собой: с интересом следят за работой друг друга, замечают ошибки, делают замечания, оказывают помощь, подсказывают способ выполнения, наблюдают за реакцией учителя.
Такое учебно-игровое взаимодействие пробуждает у ребенка самостоятельную активность и приводит в действие мыслительные процессы на доступном для него уровне.