Слайд 1. Мне, как учителю-логопеду, сопровождающему образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе, с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, приходится работать с детьми, у которых, на данный момент, речь малопродуктивна или отсутствует вовсе. Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и техниками, которые позволяют работать как с потенциально продуктивными по речи, так и с безречевыми, на данный момент, детьми, вызывая у них интерес к звукам, изображениям, стимулируя их эмоциональную и речевую активность, заинтересованность в вас как в собеседнике. Данные техники могут использоваться в рамках работы по развитию альтернативной (дополнительной) коммуникации, обеспечивая ребенка начальными представлениями о взаимодействии с окружающим миром посредством звуков и давая ему возможность сделать первое сообщение собеседнику. В более поздние периоды обучения эти приемы и методы, усложняясь, продолжают эффективно использоваться для дальнейшего развития различных сторон познавательной сферы ребенка.
Слайд 2. Заинтриговать ребенка, вызвать интерес к меняющимся на экране монитора изображениям можно с помощью незатейливых анимаций. Нередко в моменты совместного с логопедом просмотра изображений ребенок настолько проникается эмоциональным фоном, создаваемым взрослым, что начинает звучать (звать детенышей животных, повторяя за вами; иногда помогает микрофон, подставленный во время выполнения упражнения).
Уже не один год в работе по развитию навыков речевой деятельности применяю технологию «Звуковые ряды». Слайд 3 Технология заключается в использовании визуальных опор, символизирующих звуки речи (по Фомичёвой М.Ф.): картинок-символов звуков, позже букв или сочетаний букв (например, согласная и мягкий знак).
Когда ребенок уже умеет отзываться на приглашение, может находиться в рабочем кабинете, сидеть за столом, разглядывает в зеркало и показывает части лица, смотрит на логопеда, следит за озвучиванием картинок-символов вами, можно привлекать его к играм типа «Кто там?» с появлением озвучиваемых логопедом изображений-персонажей. В какой-то момент логопед обращает внимание ребенка на артикулирование самых простых звуков. Как правило, это гласные А («каприза») и У («поезд»), позже О, И, Ы.
После закрепления изолированного произношения гласных выкладываются ряды, включающие несколько одинаковых символов одного и того же гласного звука - моно ряды.
Это могут быть и другие персонажи: плачущий ребенок, девочка, увидевшая бабочку, мама, качающая малыша. Обыгрывая других персонажей, использующих эти же звуки, закрепляется произношение, развивается способность передавать интонации, модулировать голос по громкости, высоте. Например, АА – плач ребенка, А! – радость, ААА – качание малыша и т.д.
В руки ребенка вкладывается музыкальный молоточек. Работа может быть сопряженной с элементами самостоятельной деятельности ребенка.
Из символов гласных звуков формируются и более сложные ряды, состоящие из 2, 3 и более звуков
Использование молоточка позволяет ребенку как бы чувствовать звук. Позже, по мере закрепления навыка, задаем ритм звука, включая в ряды пустые клетки – паузы.
* Непременным условием является выбор адекватных визуальных опор - символов звуков, доступных для произношения конкретным ребенком. Работа ведется параллельно с развитием произносительных навыков.
Слайд 4 Таким образом, появляются ряды из доступных согласных звуков. По мере приобретения навыка произношения и чтения нагрузка рядов увеличивается. Туда включаются не только символы и буквенные обозначения звуков одной группы, но и оппозиционные для ребенка звуки разных акустических групп. Слайд 5 Школьники выполняют ряды с буквами, дифференцируя звонкие и глухие парные согласные, закрепляя навыки распознавания на письме обозначения мягкости согласных.
Данная работа может проводиться в подгруппах и группах при условии уже имеющихся навыков. Особое требование – звучание хором, что напрягает фонематический, метрический слух, способствует развитию навыков звукового анализа.
Слайд 6 (видео 3-4 кл) и слайд 7
В результате, ребенок:
-тренируется в чтении;
-тренируется в произношении;
-развивает метрический слух, зрительно-моторную, рече-слуховую координацию, формирует навык фонематического анализа;
-расслабляется при выполнении упражнения, так как внимание сосредоточено на молоточке и отстукивании ритма, а не на проговаривании (при заикании);
Дата 10. 10. 2019 г.
Учитель-логопед И.Г.Кушнаревич /_______________/