Образовательная  деятельность
Адрес:
660046, Российская Федерация, Сибирский
федеральный округ, Красноярский край,
г. Красноярск, ул. Автомобилистов, д. 141а
Телефон:
Версия для слабовидящих

Программа профориентационной работы «Ступени» для детей с ОВЗ

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ «СТУПЕНИ»

 ссылка для скачивания

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ссылка для скачивания

ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ссылка для скачивания

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
«СТУПЕНИ»
Паспорт программы
Наименование Программы
Программа профориентационной работы «Ступени»
Разработчики
Программы
Педагогический коллектив
Исполнители
Программы
- администрация школы;
- педагоги дополнительного образования;
- классные руководители;
- библиотекарь школы;
- учителя-предметники;
-воспитатели;
-служба психолого-педагогического сопровождения;
- обучающиеся 1- 9 классов и их родители
Дата утверждения
Программы
Решение педагогического совета от 30.08.2019 Протокол № 1 Приказ директора от 02.09.2019 № 228/1 о/д
Основание для
разработки
Программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Концепция Модернизации российского образования;
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
-Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. №729-р)
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства от 17ноября 2008 г. №1662-р)
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ
- Конституция РФ
- Всеобщая Декларация прав человека
-Декларация прав ребенка
-Конвенция о правах ребенка
-Трудовой кодекс
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ - ФГОС
-Устав школы
Основные
направления
системы
программных
мероприятий
Профессиональное просвещение
Диагностика и консультирование
Взаимодействие с предприятиями
Профессиональная адаптация Коррекция
Цель Программы
Создание системы действенной профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, способствующей формированию профессионального самоопределения в соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными особенностями и с учетом социокультурной и экономической ситуации в крае.
Задачи Программы
- оказать профориентационную поддержку обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- обеспечить широкий диапазон вариативности предпрофильного обучения (интеграция урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, кейсовая практика, проектная деятельность, профессиональные пробы);
- расширить знания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью о мире профессий, возможностями подготовки к ним;
- дать представление о профпригодности и компенсации способностей, обучить выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
- подготовить школьников с ОВЗ и инвалидностью к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе будущей профессии;
- способствовать выработке у школьников с ОВЗ и инвалидностью сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Механизм
реализации
Программы
Проведение комплекса мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения обучающихся
Сроки реализации
2019 -2024 г.г.
Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы
-мотивированное жизненно-заинтересованное отношение к труду, соответствующие качества личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);
- достаточная информированность о профессиях и путях их получения;
-знания выпускниками школы основных принципов построения профессиональной карьеры и навыков поведения на рынке труда;
-профессиональное самоопределение, соответствующее особенностям и возможностям обучающихся;
- вариативность предпрофильного обучения;
- компенсация и коррекция средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;
- профориентационные карты.
Показатели
эффективности
реализации
программы:
- количество обучающихся, охваченных профориентационными мероприятиями;
- количество обучающихся, занимающихся по программам предпрофильной подготовки, ориентирующих на получение рабочих профессий и специальностей;
- количество выпускников школы, поступивших на обучение в средние профессиональные организации.

Обоснование необходимости создания Программы:

  Профессиональная ориентация является важнейшим этапом в процессе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Степень развития их социальных навыков, адаптация в обществе часто не соответствует требованиям современного производства. Это можно объяснить такими специфическими нарушениями эмоционально-волевой стороны личности как: нарушение форм эмоционального реагирования, стереотипов поведения, неумение принимать во внимание моральную ценность мотивов собственных поступков и отсутствие привычки нравственного самоконтроля своих действий. Вследствие вышеуказанных причин, выпускники с интеллектуальными нарушениями нередко в трудовой деятельности проявляют неумение осуществлять выбор, преодолевать трудности и использовать физические ресурсы, у большинства молодых людей проявляется быстрая утомляемость и пониженная работоспособность. Также существуют другие причины, которые влияют на профессиональное самоопределение выпускников: ограниченный спектр профессий, несовпадение личных притязаний выпускников и родителей с существующим перечнем профессий и т.д. Список профессий и видов трудовой деятельности, доступных выпускникам нашей школы, не очень значителен, что вызывает определенные трудности в осуществлении профориентационной работы. Важно в доступной, интересной форме подать информацию о рабочих профессиях, приоритетность которых не является привлекательной для обучающихся с ОВЗ.

В связи со всем выше сказанным, становится очевидной необходимость создания Программы работы по профориентации, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.

Данная Программа определяет задачи и основные пути организации профориентационной работы.

Цель Программы:

Создание системы действенной профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, способствующей формированию профессионального самоопределения в соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными особенностями и с учетом социокультурной и экономической ситуации в крае.

Задачи Программы

- оказать профориентационную поддержку обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- обеспечить широкий диапазон вариативности предпрофильного обучения

(интеграция урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, кейсовая практика, проектная деятельность, профессиональные пробы);

- расширить знания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью о мире профессий, возможностями подготовки к ним;

- дать представление о профпригодности и компенсации способностей, обучить выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

- подготовить школьников с ОВЗ и инвалидностью к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе будущей профессии;

- способствовать выработке у школьников с ОВЗ и инвалидностью сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

  Участники программы:

- администрация, учителя-предметники, социальный педагог, библиотекарь, служба психолого-педагогического сопровождения, воспитатели дошкольного отделения, воспитатели ГПД, классные руководители, педагоги дополнительного образования, медицинские работники;

- обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, их родители (лица, их заменяющие);

- Социальные партнёры: учебные заведения г. Красноярска, Красноярский центр профориентации и развития квалификаций, центр «Юннаты», сад имени В.М. Крутовского, управление Зеленого строительства, Дивногорский техникум лесных технологий, министерство лесного хозяйства, Красноярский пищевой техникум, молодежный центр Ленинского района, Дом творчества, СЮТ.

Принципы и подходы профориентационной работы:

-Систематичность и преемственность.

Профориентационная работа не ограничивается только взаимодействием с обучающимися старших классов, эта работа ведется с дошкольного возраста по выпускной класс.

-Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости и индивидуальных особенностей.

-Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с детьми и родителями.

- Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

- Связь профориентации с реальной жизнью.

Особое внимание уделяется:

- комплексной диагностической оценке (преимущественно исходя из характера клинико-функциональных и психологических параметров) возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;

- развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;

- формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.

Деятельность по профориентации основана на следующих научных подходах:

- Диагностический подход.

- Игровой подход (игровое моделирование).

- Дискуссионный подход (диалоговая, коммуникативная деятельность).

- Рефлексивный подход (самоанализ интересов, склонностей, способностей).

Механизм реализации Программы

Программа предполагает организацию работы с детьми по следующим направлениям:

- Профессиональное просвещение (сообщение определенного объема сведений о наиболее массовых и востребованных профессиях, информирование о способах и условиях овладения профессиями; пропаганда общественной значимости профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность регион).

- Диагностика и консультирование (исследование индивидуально-психо-физиологических качеств, состояния здоровья, потребностно-мотивационной сферы с точки зрения профориентации, консультирование обучающихся и родителей на основе проведенной проф.диагностики).

- Взаимодействие с предприятиями (с целью объединения усилий заинтересованных сторон для создания эффективной системы профориентации).

- Профессиональная адаптация (с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи).

- Коррекционное направление предусматривает проведение направленного формирования и коррекции профессиональных намерений, интересов, способностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с опорой на весь комплекс полученных на предыдущих этапах работы знаний (индивидуальные и групповые занятия по развитию памяти, внимания, мышления, творческого потенциала, гибкости поведения и мышления, процесса самовыражения школьников).

                                                      Содержание профориентационной работы

Уровни

Задачи

Формы работы

1 уровень

Дошкольная

ступень

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).

- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

- развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения. Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

- формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

- формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

- формировать первичные представления о мотивах труда людей;

- формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

- учить сравнивать профессии;

- учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

- знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

- расширять и систематизировать представления о труде взрослых материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

- систематизировать знания о труде людей в разное время года;

- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

- формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.                                                   

Работа по ранней профессиональной ориентации осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется:

1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);

2) в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечения

2 уровень

(начальная

школа)

Расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда.

- Расширение интересов и способностей детей в учебном процессе через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых).

- Расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации.

- Развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры.

- Выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами. - Развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

-Встречи с интересными людьми (профессионалами)

-Проведение экскурсий на предприятия, учебные заведения -Классные часы профориентационной направленности -Ролевые игры

-Рассказы с примерами об интересующих профессиях. -Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.

-Профпросвещение

- Встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)

- Показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок

- Фестиваль профессий

- Трудовые поручения

- Экскурсии

- Классные часы

- Диагностика интересов и склонностей

- Оформление уголков по профориентации

- Урочная, внеурочная и воспитательная деятельность

 

3 уровень

(5-7 классы)

-Содействие профессиональному самопознанию детей: исследование индивидуальных особенностей, склонностей, интересов и возможностей в соответствии с возрастными особенностями детей.

-Формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профиля обучения в старшей школе, пути получения дальнейшего образования и обоснованному выбору профессии.

-Оказание учащимся психологической, педагогической информационной поддержки в принятии решений о выборе профиля обучения в старшей школе, пути дальнейшего образования и профессиональном выборе.

- Организация групповых и индивидуальных профконсультаций, психологического диагностирования по оказанию помощи в исследовании индивидуальных склонностей, интересов, способностей, возможностей

. - Развитие знаний и практических умений по целеполаганию, умению соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку.

- Организация информационно-справочной помощи учащимся позволяющей представления о мире профессионального труда, содержании профессий, требованиях, предъявляемых к человеку той или иной профессией.

-Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

- Предоставление информации о возможностях и перспективах профильного обучения и получения профессионального образования в будущем.

- Информирование о рынке образовательных услуг района, края.

-Обучение школьников способам и приемам принятия адекватных решений о выборе индивидуальной траектории образовательного и профессионального маршрутов, умениям выявлять последствия ошибок в выборе профессии.

-Встречи с интересными людьми (профессионалами)

-Проведение экскурсий на предприятия, учебные заведения -Классные часы профориентационной направленности

-Ролевые игры

-Конкурсы

- Проектная деятельность -Практическая, трудовая, общественно-значимая работа - Фестиваль профессий - Диагностика интересов и склонностей - Компьютерное тестирование по желанию обучающихся с целью определения области профессиональных предпочтений. - Анкетирование учащихся и родителей по проблемам предпрофильной подготовки. - Оформление уголков по профориентации -Подборки газетных и журнальных статей, посвященных профессиональной ориентации обучающихся. -Библиотечный урок «В мире профессий», о новых профессиях.

- Урочная, внеурочная и воспитательная деятельность

 

4 уровень уровень 

(8-9 классы)

- Продолжение работы по формированию готовности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью к обоснованному выбору профессии и путей получения дальнейшего образования;

- Уточнение образовательного запроса;

-Оказание психологической, педагогической и информационной поддержки в принятии решений о выборе профессии, пути получения дальнейшего образования в избираемой сфере деятельности;

- Построение индивидуальной образовательной траектории в рамках профильного обучения, выбор профессии и учебного заведения, трудоустройство, смена профессии и места работы и т.п.

- Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

 

- Уроки технологии, дополнительное образование

- Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики

- Проведение индивидуальных профконсультаций с неопределившимися учащимися, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

- Организация посещения обучающимися учебных заведений, учреждений и предприятий

-Участие обучающихся в внутришкольных, районных профориентационных мероприятиях -Профориентационные встречи с представителями различных ведомств, учебных заведений, предприятий и организаций

-Проведение экскурсий на предприятия, учебные заведения -Классные часы профориентационной направленности

-Организация практических проб и социальных практик

- Фестиваль профессий - Проектная деятельность

- Диагностика интересов и склонностей

- Компьютерное тестирование по желанию обучающихся с целью определения области профессиональных предпочтений.

- Анкетирование учащихся и родителей по проблемам предпрофильной подготовки.

- Оформление уголков по профориентации

-Подборки газетных и журнальных статей, посвященных профессиональной ориентации обучающихся.

-Библиотечный урок «В мире профессий», о новых профессиях.

Программа реализуется через:

1. организационно-методическую работу

Мероприятия

Сроки, периодичность

Ответственные

-деятельность координатора по

профориентационной работе

 

 

-планирование деятельности

В течение года

Педагоги

Служба ППС

-методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт

В течение года

Администрация

Служба ППС

-разработка кейсов

В течение года

Администрация

Педагоги

-повышение квалификации педагогов в

вопросах профориентации

В течение года

Администрация 

-оформление стендов по профориентационной работе, разработка буклетов

1 раз в квартал

Педагоги

Служба ППС

-создание банка данных о фактическом продолжении обучения и предварительном трудоустройстве выпускников

В конце года

Администрация

Социальный педагог

2. работу с обучающимися:

Мероприятия

Сроки, периодичность

Ответственные

-знакомство с профессиями и технологиями в рамках учебных предметов, внеурочной деятельности и дополнительного образования;

В течение года

Учителя

Воспитатели ГПД

Педагоги дополнительного образования

Библиотекарь

-комплекс профориентационных услуг в виде проф. диагностических мероприятий, занятий и тренингов по профессиональному самоопределению;

В течение года

Служба ППС Социальный педагог

-консультации по выбору профиля обучения(индивидуальные, групповые), анкетирование;

 

В начале учебного года По запросу

Служба ППС

-проведение коррекционно-развивающей работы

По запросу

В течение года По плану

Специалисты

-организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования на предприятия, виртуальные экскурсии);

 По плану

Социальный педагог

-обучение по профилям в мастерских(швейная, столярная, гончарная мастерские; мастерская по ремонту обуви; тепличное хозяйство);

В течение года

Учителя технологии

- реализация проектов полного цикла, решение кейсов;

В течении года

Учителя

участие в проекте «Билет в будущее», знакомство с профессиями на интернет - портале «Проектория»;

В течение года

Классные руководители

Воспитатели ГПД

Учителя

- участие в чемпионатах, конкурсах и олимпиадах («Абилимпикс», «Лучший по профессии», «Мир вокруг нас»);

Согласно положения

Учителя технологии

Педагоги дополнительного образования

Учителя СБО

- проведение ежегодного «Фестиваля профессий», с приглашением специалистов СПО, Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций, работодателей, родителей;

Апрель

Администрация

Социальный

педагог

- встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования;

В течение года

Социальный педагог

-оказание поддержки в обеспечении временного трудоустройства подростков, желающих поработать в летний период;

Май

Социальный педагог

- помощь в решении социальных проблем разных категорий обучающихся (опекаемые, малообеспеченные, из неблагополучных семей и т.д.);

В течение года

Социальный педагог

3. взаимодействие с родителями:

Мероприятия

Сроки, периодичность

Ответственные

- организация профессиональных проб учащихся на предприятиях

По плану

Учителя технологии

- заключение договоров о совместной деятельности

Сентябрь

Социальный педагог

-экскурсии на предприятия, СПО

-совместные мероприятия По плану

По плану

Социальный педагог

-совместные мероприятия

По плану

 

5. мониторинг качества профориентационной работы:

Мероприятия

Сроки, периодичность

Ответственные

- организация профессиональных проб

учащихся на предприятиях

По плану

Учителя технологии

- заключение договоров о совместной

деятельности

Сентябрь

Социальный педагог

-экскурсии на предприятия, СПО

По плану

Социальный педагог

-совместные мероприятия

По плану

 

5. мониторинг качества профориентационной работы:

Мероприятия

Сроки, периодичность

Ответственные

анализ соответствия профориентационных карт возможностям и особенностям ребенка;

Ноябрь, май

Администрация

- анализ соответствия проф.намерений обучающихся и их участия в кружках, модулях по выбору

Декабрь

Администрация

- анализ деятельности согласно плана

Апрель

Педагоги Служба ППС

- открытость профориентационной системы

Декабрь, май

Администрация

- анализ результатов реализации модели

профориентационной работы.

Май

Администрация

Сроки и этапы реализации Программы: 2019- 2024 годы

Этап

Цель

Задачи

Дата

Ответственные

1 этап.

Проектный.

Подготовка условий профориентационной работы

1. Изучить нормативную базу.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации обучающихся.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

2019-2020 г.

Администрация Служба ППС

II этап.

Практический.

Реализация программы по профориентации

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Обогащать содержание профпросвещения. 3. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города 4. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности. 5.Проводить мониторинг реализации программы.

2020-2024 г.

Служба ППС

Учителя

Учителя технологии Социальный педагог Библиотекарь

III этап.

Аналитический.

анализ итогов реализации программы.

1. Обобщить результаты работы школы. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3. Спланировать работу на следующий период.

2024 г.

Администрация Служба ППС

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения Программы:

-мотивированное жизненно-заинтересованное отношение к труду, соответствующие качества личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);

- достаточная информированность о профессиях и путях их получения;

-знания выпускниками школы основных принципов построения профессиональной карьеры и навыков поведения на рынке труда;

-профессиональное самоопределение, соответствующее особенностям и возможностям обучающихся;

- вариативность предпрофильного обучения;

- компенсация и коррекция средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;

- профориентационные карты.

Показатели эффективности реализации программы:

- количество обучающихся, охваченных профориентационными мероприятиями;

- количество обучающихся, занимающихся по программам предпрофильной подготовки, ориентирующих на получение рабочих профессий и специальностей;

- количество выпускников школы, поступивших на обучение в средние профессиональные организации.