ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ «СТУПЕНИ» |
|
ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
|
ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
|
Наименование Программы
|
Программа профориентационной работы «Ступени»
|
Разработчики
Программы
|
Педагогический коллектив
|
Исполнители
Программы
|
- администрация школы;
- педагоги дополнительного образования;
- классные руководители;
- библиотекарь школы;
- учителя-предметники;
-воспитатели;
-служба психолого-педагогического сопровождения;
- обучающиеся 1- 9 классов и их родители
|
Дата утверждения
Программы
|
Решение педагогического совета от 30.08.2019 Протокол № 1 Приказ директора от 02.09.2019 № 228/1 о/д
|
Основание для
разработки
Программы
|
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Концепция Модернизации российского образования;
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
-Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. №729-р)
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства от 17ноября 2008 г. №1662-р)
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ
- Конституция РФ
- Всеобщая Декларация прав человека
-Декларация прав ребенка
-Конвенция о правах ребенка
-Трудовой кодекс
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ - ФГОС
-Устав школы
|
Основные
направления
системы
программных
мероприятий
|
Профессиональное просвещение
Диагностика и консультирование
Взаимодействие с предприятиями
Профессиональная адаптация Коррекция
|
Цель Программы
|
Создание системы действенной профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, способствующей формированию профессионального самоопределения в соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными особенностями и с учетом социокультурной и экономической ситуации в крае.
|
Задачи Программы
|
- оказать профориентационную поддержку обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- обеспечить широкий диапазон вариативности предпрофильного обучения (интеграция урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, кейсовая практика, проектная деятельность, профессиональные пробы);
- расширить знания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью о мире профессий, возможностями подготовки к ним;
- дать представление о профпригодности и компенсации способностей, обучить выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
- подготовить школьников с ОВЗ и инвалидностью к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе будущей профессии;
- способствовать выработке у школьников с ОВЗ и инвалидностью сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
|
Механизм
реализации
Программы
|
Проведение комплекса мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения обучающихся
|
Сроки реализации
|
2019 -2024 г.г.
|
Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы
|
-мотивированное жизненно-заинтересованное отношение к труду, соответствующие качества личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);
- достаточная информированность о профессиях и путях их получения;
-знания выпускниками школы основных принципов построения профессиональной карьеры и навыков поведения на рынке труда;
-профессиональное самоопределение, соответствующее особенностям и возможностям обучающихся;
- вариативность предпрофильного обучения;
- компенсация и коррекция средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;
- профориентационные карты.
|
Показатели
эффективности
реализации
программы:
|
- количество обучающихся, охваченных профориентационными мероприятиями;
- количество обучающихся, занимающихся по программам предпрофильной подготовки, ориентирующих на получение рабочих профессий и специальностей;
- количество выпускников школы, поступивших на обучение в средние профессиональные организации.
|
Обоснование необходимости создания Программы:
Профессиональная ориентация является важнейшим этапом в процессе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Степень развития их социальных навыков, адаптация в обществе часто не соответствует требованиям современного производства. Это можно объяснить такими специфическими нарушениями эмоционально-волевой стороны личности как: нарушение форм эмоционального реагирования, стереотипов поведения, неумение принимать во внимание моральную ценность мотивов собственных поступков и отсутствие привычки нравственного самоконтроля своих действий. Вследствие вышеуказанных причин, выпускники с интеллектуальными нарушениями нередко в трудовой деятельности проявляют неумение осуществлять выбор, преодолевать трудности и использовать физические ресурсы, у большинства молодых людей проявляется быстрая утомляемость и пониженная работоспособность. Также существуют другие причины, которые влияют на профессиональное самоопределение выпускников: ограниченный спектр профессий, несовпадение личных притязаний выпускников и родителей с существующим перечнем профессий и т.д. Список профессий и видов трудовой деятельности, доступных выпускникам нашей школы, не очень значителен, что вызывает определенные трудности в осуществлении профориентационной работы. Важно в доступной, интересной форме подать информацию о рабочих профессиях, приоритетность которых не является привлекательной для обучающихся с ОВЗ.
В связи со всем выше сказанным, становится очевидной необходимость создания Программы работы по профориентации, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
Данная Программа определяет задачи и основные пути организации профориентационной работы.
Цель Программы:
Создание системы действенной профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, способствующей формированию профессионального самоопределения в соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными особенностями и с учетом социокультурной и экономической ситуации в крае.
Задачи Программы
- оказать профориентационную поддержку обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- обеспечить широкий диапазон вариативности предпрофильного обучения
(интеграция урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, кейсовая практика, проектная деятельность, профессиональные пробы);
- расширить знания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью о мире профессий, возможностями подготовки к ним;
- дать представление о профпригодности и компенсации способностей, обучить выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
- подготовить школьников с ОВЗ и инвалидностью к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе будущей профессии;
- способствовать выработке у школьников с ОВЗ и инвалидностью сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Участники программы:
- администрация, учителя-предметники, социальный педагог, библиотекарь, служба психолого-педагогического сопровождения, воспитатели дошкольного отделения, воспитатели ГПД, классные руководители, педагоги дополнительного образования, медицинские работники;
- обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, их родители (лица, их заменяющие);
- Социальные партнёры: учебные заведения г. Красноярска, Красноярский центр профориентации и развития квалификаций, центр «Юннаты», сад имени В.М. Крутовского, управление Зеленого строительства, Дивногорский техникум лесных технологий, министерство лесного хозяйства, Красноярский пищевой техникум, молодежный центр Ленинского района, Дом творчества, СЮТ.
Принципы и подходы профориентационной работы:
-Систематичность и преемственность.
Профориентационная работа не ограничивается только взаимодействием с обучающимися старших классов, эта работа ведется с дошкольного возраста по выпускной класс.
-Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости и индивидуальных особенностей.
-Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с детьми и родителями.
- Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
- Связь профориентации с реальной жизнью.
Особое внимание уделяется:
- комплексной диагностической оценке (преимущественно исходя из характера клинико-функциональных и психологических параметров) возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;
- развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;
- формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.
Деятельность по профориентации основана на следующих научных подходах:
- Диагностический подход.
- Игровой подход (игровое моделирование).
- Дискуссионный подход (диалоговая, коммуникативная деятельность).
- Рефлексивный подход (самоанализ интересов, склонностей, способностей).
Механизм реализации Программы
Программа предполагает организацию работы с детьми по следующим направлениям:
- Профессиональное просвещение (сообщение определенного объема сведений о наиболее массовых и востребованных профессиях, информирование о способах и условиях овладения профессиями; пропаганда общественной значимости профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность регион).
- Диагностика и консультирование (исследование индивидуально-психо-физиологических качеств, состояния здоровья, потребностно-мотивационной сферы с точки зрения профориентации, консультирование обучающихся и родителей на основе проведенной проф.диагностики).
- Взаимодействие с предприятиями (с целью объединения усилий заинтересованных сторон для создания эффективной системы профориентации).
- Профессиональная адаптация (с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи).
- Коррекционное направление предусматривает проведение направленного формирования и коррекции профессиональных намерений, интересов, способностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с опорой на весь комплекс полученных на предыдущих этапах работы знаний (индивидуальные и групповые занятия по развитию памяти, внимания, мышления, творческого потенциала, гибкости поведения и мышления, процесса самовыражения школьников).
Содержание профориентационной работы
Уровни |
Задачи |
Формы работы |
1 уровень Дошкольная ступень |
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года). - формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; - учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях; - обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся; - развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения. Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет). - формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества; - формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах; - формировать первичные представления о мотивах труда людей; - формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе; - учить сравнивать профессии; - учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат; - знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет). - расширять и систематизировать представления о труде взрослых материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; - расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека; - формировать первоначальные представления о труде как экономической категории; - формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; - систематизировать знания о труде людей в разное время года; - знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Задачи работы с детьми 6-7 лет: - расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории); - расширять и систематизировать представления о современных профессиях; - расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий; - расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека; - формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий. |
Работа по ранней профессиональной ориентации осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется: 1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической); 2) в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечения |
2 уровень (начальная школа) |
Расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда. - Расширение интересов и способностей детей в учебном процессе через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых). - Расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации. - Развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры. - Выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами. - Развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями. |
-Встречи с интересными людьми (профессионалами) -Проведение экскурсий на предприятия, учебные заведения -Классные часы профориентационной направленности -Ролевые игры -Рассказы с примерами об интересующих профессиях. -Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры. -Профпросвещение - Встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки) - Показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок - Фестиваль профессий - Трудовые поручения - Экскурсии - Классные часы - Диагностика интересов и склонностей - Оформление уголков по профориентации - Урочная, внеурочная и воспитательная деятельность |
3 уровень (5-7 классы) |
-Содействие профессиональному самопознанию детей: исследование индивидуальных особенностей, склонностей, интересов и возможностей в соответствии с возрастными особенностями детей. -Формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профиля обучения в старшей школе, пути получения дальнейшего образования и обоснованному выбору профессии. -Оказание учащимся психологической, педагогической информационной поддержки в принятии решений о выборе профиля обучения в старшей школе, пути дальнейшего образования и профессиональном выборе. - Организация групповых и индивидуальных профконсультаций, психологического диагностирования по оказанию помощи в исследовании индивидуальных склонностей, интересов, способностей, возможностей . - Развитие знаний и практических умений по целеполаганию, умению соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку. - Организация информационно-справочной помощи учащимся позволяющей представления о мире профессионального труда, содержании профессий, требованиях, предъявляемых к человеку той или иной профессией. -Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. - Предоставление информации о возможностях и перспективах профильного обучения и получения профессионального образования в будущем. - Информирование о рынке образовательных услуг района, края. -Обучение школьников способам и приемам принятия адекватных решений о выборе индивидуальной траектории образовательного и профессионального маршрутов, умениям выявлять последствия ошибок в выборе профессии. |
-Встречи с интересными людьми (профессионалами) -Проведение экскурсий на предприятия, учебные заведения -Классные часы профориентационной направленности -Ролевые игры -Конкурсы - Проектная деятельность -Практическая, трудовая, общественно-значимая работа - Фестиваль профессий - Диагностика интересов и склонностей - Компьютерное тестирование по желанию обучающихся с целью определения области профессиональных предпочтений. - Анкетирование учащихся и родителей по проблемам предпрофильной подготовки. - Оформление уголков по профориентации -Подборки газетных и журнальных статей, посвященных профессиональной ориентации обучающихся. -Библиотечный урок «В мире профессий», о новых профессиях. - Урочная, внеурочная и воспитательная деятельность
|
4 уровень уровень (8-9 классы) |
- Продолжение работы по формированию готовности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью к обоснованному выбору профессии и путей получения дальнейшего образования; - Уточнение образовательного запроса; -Оказание психологической, педагогической и информационной поддержки в принятии решений о выборе профессии, пути получения дальнейшего образования в избираемой сфере деятельности; - Построение индивидуальной образовательной траектории в рамках профильного обучения, выбор профессии и учебного заведения, трудоустройство, смена профессии и места работы и т.п. - Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
|
- Уроки технологии, дополнительное образование - Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики - Проведение индивидуальных профконсультаций с неопределившимися учащимися, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации - Организация посещения обучающимися учебных заведений, учреждений и предприятий -Участие обучающихся в внутришкольных, районных профориентационных мероприятиях -Профориентационные встречи с представителями различных ведомств, учебных заведений, предприятий и организаций -Проведение экскурсий на предприятия, учебные заведения -Классные часы профориентационной направленности -Организация практических проб и социальных практик - Фестиваль профессий - Проектная деятельность - Диагностика интересов и склонностей - Компьютерное тестирование по желанию обучающихся с целью определения области профессиональных предпочтений. - Анкетирование учащихся и родителей по проблемам предпрофильной подготовки. - Оформление уголков по профориентации -Подборки газетных и журнальных статей, посвященных профессиональной ориентации обучающихся. -Библиотечный урок «В мире профессий», о новых профессиях. |
Программа реализуется через:
1. организационно-методическую работу
Мероприятия |
Сроки, периодичность |
Ответственные |
-деятельность координатора по профориентационной работе |
|
|
-планирование деятельности |
В течение года |
Педагоги Служба ППС |
-методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт |
В течение года |
Администрация Служба ППС |
-разработка кейсов |
В течение года |
Администрация Педагоги |
-повышение квалификации педагогов в вопросах профориентации |
В течение года |
Администрация |
-оформление стендов по профориентационной работе, разработка буклетов |
1 раз в квартал |
Педагоги Служба ППС |
-создание банка данных о фактическом продолжении обучения и предварительном трудоустройстве выпускников |
В конце года |
Администрация Социальный педагог |
2. работу с обучающимися:
Мероприятия |
Сроки, периодичность |
Ответственные |
-знакомство с профессиями и технологиями в рамках учебных предметов, внеурочной деятельности и дополнительного образования; |
В течение года |
Учителя Воспитатели ГПД Педагоги дополнительного образования Библиотекарь |
-комплекс профориентационных услуг в виде проф. диагностических мероприятий, занятий и тренингов по профессиональному самоопределению; |
В течение года |
Служба ППС Социальный педагог |
-консультации по выбору профиля обучения(индивидуальные, групповые), анкетирование;
|
В начале учебного года По запросу |
Служба ППС |
-проведение коррекционно-развивающей работы |
По запросу В течение года По плану |
Специалисты |
-организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования на предприятия, виртуальные экскурсии); |
По плану |
Социальный педагог |
-обучение по профилям в мастерских(швейная, столярная, гончарная мастерские; мастерская по ремонту обуви; тепличное хозяйство); |
В течение года |
Учителя технологии |
- реализация проектов полного цикла, решение кейсов; |
В течении года |
Учителя |
участие в проекте «Билет в будущее», знакомство с профессиями на интернет - портале «Проектория»; |
В течение года |
Классные руководители Воспитатели ГПД Учителя |
- участие в чемпионатах, конкурсах и олимпиадах («Абилимпикс», «Лучший по профессии», «Мир вокруг нас»); |
Согласно положения |
Учителя технологии Педагоги дополнительного образования Учителя СБО |
- проведение ежегодного «Фестиваля профессий», с приглашением специалистов СПО, Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций, работодателей, родителей; |
Апрель |
Администрация Социальный педагог |
- встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования; |
В течение года |
Социальный педагог |
-оказание поддержки в обеспечении временного трудоустройства подростков, желающих поработать в летний период; |
Май |
Социальный педагог |
- помощь в решении социальных проблем разных категорий обучающихся (опекаемые, малообеспеченные, из неблагополучных семей и т.д.); |
В течение года |
Социальный педагог |
3. взаимодействие с родителями:
Мероприятия |
Сроки, периодичность |
Ответственные |
- организация профессиональных проб учащихся на предприятиях |
По плану |
Учителя технологии |
- заключение договоров о совместной деятельности |
Сентябрь |
Социальный педагог |
-экскурсии на предприятия, СПО -совместные мероприятия По плану |
По плану |
Социальный педагог |
-совместные мероприятия |
По плану |
|
5. мониторинг качества профориентационной работы:
Мероприятия |
Сроки, периодичность |
Ответственные |
- организация профессиональных проб учащихся на предприятиях |
По плану |
Учителя технологии |
- заключение договоров о совместной деятельности |
Сентябрь |
Социальный педагог |
-экскурсии на предприятия, СПО |
По плану |
Социальный педагог |
-совместные мероприятия |
По плану |
|
5. мониторинг качества профориентационной работы:
Мероприятия |
Сроки, периодичность |
Ответственные |
анализ соответствия профориентационных карт возможностям и особенностям ребенка; |
Ноябрь, май |
Администрация |
- анализ соответствия проф.намерений обучающихся и их участия в кружках, модулях по выбору |
Декабрь |
Администрация |
- анализ деятельности согласно плана |
Апрель |
Педагоги Служба ППС |
- открытость профориентационной системы |
Декабрь, май |
Администрация |
- анализ результатов реализации модели профориентационной работы. |
Май |
Администрация |
Сроки и этапы реализации Программы: 2019- 2024 годы
Этап |
Цель |
Задачи |
Дата |
Ответственные |
1 этап. Проектный. |
Подготовка условий профориентационной работы |
1. Изучить нормативную базу. 2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации обучающихся. 3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы. 4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. |
2019-2020 г. |
Администрация Служба ППС |
II этап. Практический. |
Реализация программы по профориентации |
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Обогащать содержание профпросвещения. 3. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города 4. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности. 5.Проводить мониторинг реализации программы. |
2020-2024 г. |
Служба ППС Учителя Учителя технологии Социальный педагог Библиотекарь |
III этап. Аналитический. |
анализ итогов реализации программы. |
1. Обобщить результаты работы школы. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3. Спланировать работу на следующий период. |
2024 г. |
Администрация Служба ППС |
|
|
|
|
|
Планируемые результаты освоения Программы:
-мотивированное жизненно-заинтересованное отношение к труду, соответствующие качества личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);
- достаточная информированность о профессиях и путях их получения;
-знания выпускниками школы основных принципов построения профессиональной карьеры и навыков поведения на рынке труда;
-профессиональное самоопределение, соответствующее особенностям и возможностям обучающихся;
- вариативность предпрофильного обучения;
- компенсация и коррекция средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;
- профориентационные карты.
Показатели эффективности реализации программы:
- количество обучающихся, охваченных профориентационными мероприятиями;
- количество обучающихся, занимающихся по программам предпрофильной подготовки, ориентирующих на получение рабочих профессий и специальностей;
- количество выпускников школы, поступивших на обучение в средние профессиональные организации.