Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми, участвующими в школьном процессе.
Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое.
Психолог осуществляет помощь и поддержку учащихся по выявлению и коррекции трудностей обучения, взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями, нарушений эмоционально-волевой, личностной сферы.
Психологическое сопровождение осуществляет:
Задача психологической работы — создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи, помогать ему осуществлять осознанные личные выборы, конструктивно решать неизбежные конфликты, возникающие трудности психологической или социально-психологической природы, выявление и профилактика этих трудностей.
Приоритетные направления работы психологической работы:
-
Оказание помощи учащимся при адаптации к обучению в 1 классе, в среднем звене 5 классе.
-
Развитие психомоторики и сенсорных процессов.
-
Отслеживание динамики личностных особенностей, межличностных отношений, познавательных процессов.
-
Формирование коммуникативной культуры учащихся.
-
Развитие саморегуляции поведения и деятельности учащихся, критичного отношения к собственному поведению и деятельности.
-
Формирование личностной готовности к самостоятельной жизни, развитие навыков, способствующих успешной социальной адаптации.
Работа с педагогами по технологиям с высоким потенциалом сбережения здоровья.
Коррекционно-развивающая деятельность ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферу и самосознание учащихся. Данный вид деятельности осуществляется индивидуально, в малых группах и группе.
В своей работе использую психолого-педагогические технологии и методы С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой, Н.Д. Шматко, И.А. Коробейникова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Ю.А. Разенковой, О.С. Никольской, С.А. Домишкевича, и др.
Важное место в моей работе занимает разработка индивидуальных программ коррекционно – развивающего сопровождения воспитанников. Исходя из особенностей ребенка, выделяю приоритетное направление работы с ним, которое служит основой для построения индивидуальной коррекционной программы. Весь коррекционно-развивающий процесс организую таким образом, чтобы шло не пассивное приспособление к слабым сторонам психики ребенка, а активное взаимодействие с ним, направленное на его умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей школьника.
В содержании занятий использую игры, упражнения, разработки, отечественной (М.И. Чистяковой, Н.Л. Кряжевой, Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной) и зарубежной литературы. В качестве основных методов и приемов коррекционного воздействия использую: имитационно — игровые методы (сюжетно – ролевые игры, деловые игры, игротерапи, сказкотерапия и др.); невербальные методы психокоррекции с элементами: арттерапии, музыкотерапии, пантомимы; суггестивные методы (сеансы групповой релаксации и аутогенного); психогимнастика; индивидуальные беседы и собеседование.
В работе использую элементы Монтессори — материалов, гештальттерапии, психодрамы и элементы методов групповой поведенческой психокоррекции (тренинг формирования навыков и умений поведения в группе и др.).
Осуществляю дифференцированный подход к каждому ребенку, разрабатываю индивидуальные программы по коррекции эмоционально – волевых и поведенческих сфер детей.
Уделяю внимание формированию культуры поведения детей в общественных местах, при взаимоотношениях с взрослыми и детьми.
Провожу индивидуальные и групповые занятия по коррекции познавательной сферы, формированию структуры самосознания личности ребенка, формированию навыков адекватного общения, снятию тревожности и страхов.
При взаимодействии с ребенком создаю ситуацию комфорта, успеха, доверия, чередую приемы и виды деятельности, учитываю уровень актуальных возможностей и прогнозирую зону ближайшего развития. Такой подход развивает уверенность ребенка в своих силах, мотивирует на дальнейшее сотрудничество, предупреждает утомление.