Образовательная  деятельность
Адрес:
660046, Российская Федерация, Сибирский
федеральный округ, Красноярский край,
г. Красноярск, ул. Автомобилистов, д. 141а
Телефон:
Версия для слабовидящих

Рабочая программа учителя-дефектолога Клишиной Елены Анатольевны

1   Работаю учителем-дефектологом с детьми дошкольного возраста с   глубокой  интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми     множественными нарушениями развития.

 Рабочая программа составлена на основе АООП для детей с умственной отсталостью и программы для детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью, которую поэтапно разработал коллектив сотрудников Минского Национального Института Образования (И.К.Боровская, М.В. Былино, Ю. Н. Кислякова, Е. М. Калинина, И. В. Ковалец, Т.Л.Лещинская, Т.В. Лисовскаая).

  Программа предусматривает создание специальных условий обучения и развития, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей данной категории, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Работа ведется по следующим направлениям: аналитическое, диагностическое, коррекционно-развивающее.

Для детей данной категории основными направлениями коррекционно-развивающего обучения являются сенсорное развитие и предметно-практическая деятельность.

Сенсорное развитие осуществляется на основе обеспечения действия сенсорных систем. От анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного, вкусового) в головной мозг поступает информация, которая стимулирует, регулирует и контролирует движения. Выполнение движений в свою очередь уточняет, изменяет и содействует возникновению новой сенсорной информации.

Учителем-дефектологом создаются условия для того, чтобы были задействованы слух, зрение, обоняние и другие анализаторы. Детей учат ощупыванию, выслушиванию, рассматриванию предметов. Они овладевают определенными двигательными способами, моторными приемами: как держать предмет, обследовать его (одной рукой, двумя); как можно лучше уловить звук, усилить его, ослабить.

У детей вырабатывается двигательная ловкость, стимулируется моторика. Большая роль принадлежит ручной моторике, зрительно-двигательной координации. У детей отрабатывается ручная умелость, согласованность действий обеих рук, умение удерживать и обследовать предмет. Формируется тип хватания (кулаком, пальцам «пинцетный захват»).

    Целью сенсорного развития является преодоление сенсорной изоляции, развитие сенсорных систем, обеспечение импульса для функционирования ребенка и развития его практического интеллекта.

Задачи:

1. выявление сенсорной развитости детей: «болевых точек» и положительных возможностей;

2.  включение компенсаторных механизмов на основе телесно ориентированного подхода;

3. развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия.sensornoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta-15_2

4. формирование предпосылок для различения окружающих предметов, умения их слышать, видеть, правильно воспринимать, определять вкусовые качества;

5.   развитие ручной умелости;

6.   развитие у ребенка способности выделять у предметов форму, размер, цвет и другие сенсорные характеристики, необходимые для действия с предметами;

7. развитие чувствительности тела, формирование ощущения тела;

8.   формирование правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире, благодаря чему он приобретает умение учитывать свойства предметов в практических ситуациях;

9. консультативная помощь родителям (законным представителям);

Сенсорная стимуляция основывается на признании того, что при тяжелой интеллектуальной недостаточности наблюдается блокировка деятельности сенсорных систем и нервных структур ребенка из-за его глубокой отключенности от социального опыта. Восприятие внешнего и внутреннего мира ограничено. Отсутствует опыт, адекватный раздражителям.

Педагогический подход основывается на расширении чувственного опыта через телесные контакты. Главным признается телесно ориентированный подход. Через воздействие на тело приходят к развитию и обучению ребенка. Не менее важным признается жизненно ориентированный подход, который отражает необходимость подготовки детей к жизни. Учитываются данные психологии о проницаемости мембран рецепторов. Обучение обеспечивает формирование на элементарном уровне того, что необходимо для жизни.

К детям проявляется эмоционально теплое отношение. Помощь направляется на восполнение нарушений восприятия, движения и поведения.

Программно-методический материал по сенсорному развитию включает следующие разделы:

1. «Развитие зрительного восприятия»

2. «Развитие слухового восприятия»

3. «Развитие кинестетического восприятия»

4. «Развитие восприятия запаха и вкуса»

5. «Развитие восприятия пространства»

6. «Развитие ручной умелости»

 Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.

Предметно-практические действия.

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение следует начинать с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Программно-методический материал включает два раздела:

    1. «Действия с материалами» (умения сжимать, разрывать, размазывать, разминать, пересыпать, переливать, наматывать материал).

    2. «Действия с предметами» (умения манипулировать предметами).

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Содержание обучения:

-формирование умения разнообразно орудовать пластичным материалом (сжимать, разминать, размазывать и др.);

-формирование умения производить с предметами разные действия (толкание, сжимание, перекладывание, вставление и др.).